Ростов

История города Ростова очень богата интересными событиями. Впервые упоминание о нём встречается в «Повести временных лет» уже в 862 году. Но в те времена Ростов не описывается в статусе города. Летопись гласит: « … первые насельницы в … Ростове меряне», что говорит о том, что тогда на Ростовской земле жили представители угро-финского селения «меря». Вот почему с давних времён до нас дошли странные названия рек и озёр Ростовской области, так непохожих на русские (озеро Неро, река Сара, река Вёкса) поселений ( Пужбол, Сулость, Шулец,Шугорь, Шурскол, и прочие), а в восточной части города довольно продолжительное время существовал так называемый «Чудской конец». Это название пошло от слова «чудь», которым на Руси обобщённо называли финские племена. Ростовская область привлекала славянские народы неисчислимыми богатствами, красотой природы, естественной защищённостью от возможных нападений врага. Поселившись близ озера Неро, они внедрили в этот край свою более совершенную культуру. Им были знакомы охота, рыбная ловля, земледелие и многие ремёсла. В скором времени произошло слияние поселений, их культуры объединились, и возникла народность русская. На этой земле с давних времён пускали корни люди, занимающиеся торговлей. Озеро Неро прославилось как своей живописностью и разнообразием видов рыбы, так и особенным толстым плодородным слоем ила, залегавшего на его дне. Во второй половине 10-го века возрастает роль Ростова в качестве одного из крупных русских городов центральной части северо-востока России. В начале 11-го века земля вокруг города становится землей Ростовской, а позже – Ростово-Суздальской. Очень быстро на этой земле начинают происходить великие перемены и присутствуют рассказы о путешествиях.

Лето 991 года в Ростове ознаменовано приездом Киевского Великого князя Владимира с четырьмя епископами, митрополитом и воеводою Добрыней. Как раз в это время произошло крещение коренных жителей в воде озера Неро. Однако большая часть жителей не приняла крещение, а осталась язычниками. Из-за преданности старой вере и враждебного настроя большинства народов, первым епископам, грекам Феодору и Иллариону, пришлось второпях покинуть Ростов. Епископ Леонтий, прибывший на Ростовскую землю после них, вследствие регулярных атак язычников, ушёл из города и поселился в пригороде (ныне в этой местности расположен Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь) и учил детей Слову Божьему. В наше время на этом месте установлен памятник в виде деревянного креста. В 1071 году при восстании волхвов язычники жестоко расправились со святителем Леонтием, а сегодня его останки захоронены в Успенском кафедральном соборе.

В истории Ростовской земли дважды смерды-земледельцы организовывали крупные мятежи: первый в 1024 году, а второй - в 1071 году. В то время не было урожая, население голодало. Смерды стали отбирать хлеб у богачей, занимающихся сбором дани у простых людей, пытаясь таким образом прогнать их с земли. Оба восстания были под руководством волхвов. У них было желание восстановить общинно-родовой строй и своё былое величие. Но на самом деле, эти мятежи только укрепили княжескую власть, так как вследствие жестокого их подавления княжество только усилило свои позиции.

В Ростове была масса князей. Юрий Долгорукий - сын Владимира Мономаха - первый самостоятельный князь города. Во время его правления существенно расширились границы Ростовской земли. Благодаря ему произошло укрепление старых городов и становление новых, таких как Константинов, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Дмитров; на земле, принадлежавшей ростовскому боярину Степану Кучке, была заложена Москва. При Юрии Долгоруком город Ростов был назван «Великим», но поскольку основание княжеского стола Юрия Владимировича произошло не в Ростове, а в Суздале, то само княжество изначально называлось Ростово-Суздальским. После Юрия к правлению княжеством приступил его сын Андрей. Андрея Юрьевича прозвали Андреем Боголюбским. Его прозвали великим князем огромных территорий Владимиро-Суздальского княжества, так как он прослыл свершителем многочисленных военных походов. При нём столицей княжества стал молодой ещё тогда град Владимир. Именно в это время в нём начали возводить каменные постройки. Не забыли и о Ростове. На месте сожжённой церкви из дуба Андреем Боголюбским произведено возведение каменного Успенского собора. В Ростове похоронены останки многих первых служителей христианства, и из-за этого он стал религиозным центром на долгие годы.

Продолжение о Ростове