Сезонная резина: необходимость или миф маркетологов

Смена шин с наступлением нового сезона — вопрос, вызывающий споры. Некоторые автолюбители считают, что замена резины по сезону лишь маркетинговая уловка, придуманная, чтобы вытягивать деньги из их кошельков.

Им возражают, что расходы на шины оправданы, ведь ремонт автомобиля после ДТП обойдётся дороже, а жизни и здоровье людей бесценны. Рекомендации специалистов однозначны: менять резину нужно обязательно.

Эксперты автошарка разобрались, чем отличаются шины для разных сезонов и нужно ли их менять.

Летние шины зимой

Есть мнение, что лучше сэкономить и не платить за два комплекта резины, ведь раньше не было зимних шин, на одних и тех же покрышках ездили круглый год и в аварии не попадали. Это не совсем так. Многие автовладельцы в то время не рисковали выезжать на дорогу зимой, машину ставили в гараж до весны. Трафик был меньше, скорости ниже, а специальные зимние шины было трудно достать.

Теперь купить зимние покрышки не проблема, нет смысла подвергать себя опасности. Они мягче летних, это можно определить даже на ощупь. Их сцепление с дорогой лучше. 

При температурах ниже нуля летние шины замерзают, их резина становится жесткой и плохо сжимается в зоне контакта с дорожным покрытием. От этого страдает управляемость автомобиля. На льду или снегу они внезапно теряют сцепление с дорогой, и машина скользит. Тормозной путь на летней резине зимой будет чуть ли не в два раза длиннее.

У зимних шин глубокий протектор с рисунком, специально разработанным для определенного дорожного покрытия. Одни подходят для обледеневшей дороги, меньше пробуксовывают и лучше тормозят. Другие хорошо отводят воду и мокрый снег, препятствуют аквапланированию. Универсального варианта, который подходил бы для всех ситуаций, не существует, но можно выбрать наиболее подходящий. Неглубокий протектор летней резины быстро забивается снегом, и, вместо сцепления с дорогой, колеса начинают скользить. Потеря управления и заносы обеспечены.

Вывод прост: ездить на летних шинах зимой опасно, нужно обязательно менять резину по сезону. К тому же в мороз задубевшие летние покрышки трескаются и быстро изнашиваются.

Зимние шины летом

Зимние покрышки, слишком мягкие для лета, от жары размягчаются еще больше, плавятся, нагреваясь во время движения и быстрее изнашиваются. Камень или неровность на дороге, безопасные для летних шин, могут повредить изношенную зимнюю. На высокой скорости или в плотном потоке машин это приведет к беде. Производители дают гарантию на долговечность зимней резины, только если их используют при температуре не выше 7-14 градусов.

При высокой температуре уменьшается сцепление с дорожным покрытием, становятся хуже управление, маневренность, увеличивается тормозной путь. Даже изношенные летние шины показывают лучшие результаты, чем зимние, а потому более предпочтительны.

Ездить летом на шипованных шинах ещё более опасно, вдобавок они шумят на сухом асфальте и портят дорожное покрытие. Сами покрышки тоже изнашиваются быстро и неравномерно, это не идет на пользу подвеске и всей ходовой части машины.

Наконец, с зимней резиной летом автомобиль расходует больше горючего.

Выгода от использования зимних шин летом получается сомнительной, а вероятность попасть в аварию из-за попытки сэкономить повышается.

Всесезонные шины

Всесезонная резина кажется хорошим вариантом, ей не нужна замена. Но она не рассчитана на большие разницы температур. В умеренном климате Европы, там, где погода не бывает слишком жаркой или слишком холодной, эти покрышки так же хороши, как летние. Для таких стран они и создавались.

В условиях холодной зимы всесезонные шины малоэффективны. Их резина недостаточно эластична, в сильный мороз и на бездорожье велик риск потерять управление. В жару она начинает плавиться уже при температурах около +25 градусов.

Всесезонные покрышки совмещают недостатки летних и зимних, быстро изнашиваются, а стоят обычно дороже. 

Правила сезонной смены резины

Невозможно установить единые для всех даты смены сезонных шин, это зависит от климата в конкретной местности и погоды за окном. Рекомендации по замене резины по сезону просты: менять нужно заблаговременно, когда средняя температура достигает +7. Машина, «переобутая» вовремя, имеет меньше шансов попасть в аварию. Когда менять покрышки, водителю подскажут личная ответственность и здравый смысл. Нужно помнить, что экономия на сезонной резине — это экономия на безопасности.

В техническом регламенте есть четкое требование: в летние месяцы на автомобиле обязательно должны стоять летние шины, а зимой — зимние. Но штрафов за нарушение нет. Оштрафовать могут за езду летом на шипованных покрышках, за изношенную зимнюю резину, остальное — на совести каждого автовладельца. 

А может быть, все-таки стоит ввести штрафы за резину не по сезону?