Продолжение о Ростовском Кремле

В один ряд с хоромами митрополитов расположено здание Государских хором (70-80-е годы 17 века), еще его называют "Красной палатой". Оно отличается красочным сочетанием объемов, завершенных особенной крутой крышей. Кроме того, имеется прекрасное крыльцо, которое увенчано двумя шатрами – оно придаёт Государским хоромам особую живописность. Сейчас Красная палата имеет облик, который она получила в 60-х годах 20 века после капитальных реставрационных работ.

Примерно в 1675 году позади митрополичьих хором выстраивается церковь Спаса Нерукотворного образа (чуть позже - Спас на сенях). На первом этаже церкви располагалась хлебная вместе с другими хозяйственными службами, а на верхнем этаже - сама церковь Спаса, огромная столовая, между ними сени, а кроме того, различные отдаточные палаты в 1778 году, расположенные рядом с северным фасадом строения. Церковь Спаса митрополит Иона считал своим домашним храмом. Её здание стройное, барабан усложнённой формы венчает позолоченная глава, которая стоит во главе окружающей застройки.

Восьмискатное покрытие, которое соответствует крещатому своду храма, скорее всего, навеяно зодчеством 16 века. От архитектуры Успенского собора позаимствованы более заметные тонкости убранства: фриз с пятиугольными нишами апсидами, аркатурно-колончатый пояс . И все они, также как и богатые наличники, расположены в нижней части строения. Верхняя часть его столь же строга, как и надвратная церковь Воскресения. Столовая (Белая палата) представлена традиционной для 16-17 веков одностолпной конструкцией. Интерьер столовой хорошо дополняют широкие окна, которые украшает так называемый "висячий камень" В белой палате митрополит Иона организовывал торжества и обеды.

В течение 70-80-х годов 17 века, начиная от здания церкви Воскресения, возводятся стены и башни митрополичьих хором. На них были водружены все атрибуты укрепления крепости, такие как бойницы подошвенного, верхнего и косого боя. Но богатое декоративное убранство башен, которое, как у обычных палат, оснащены широкими окнами с наличниками, свидетельствующими о том, что эта крепость первоначально не имела значения военного объекта. Безусловно, первым предназначением её было показать величие Ростовской епархии во всей России.

В это же время по периметру возводились корпуса в плане хозяйственного двора, в которых были размещены хозяйственные помещения и службы, обеспечивающие жизнедеятельность митрополитов. В корпусах, расположенных между Дровяной и Водяной башнями располагались пивоварня, сушила и многочисленные кладовые. На другой стороне Дровяной башни располагалась поварня и пирожная, которая относилась к 70 - 80-м годам 17 века. Архитектура этих строений очень скромная и практически такая же, как у хозяйственных построек, расположенных на восточной территории центрального двора. Таким образом строители подчеркнули иерархическое подчинение хозяйственных построек главным зданиям в общем ансамбле.

Последняя кремлевская постройка времён митрополита Ионы явилось строение надвратной церкви Иоанна Богослова ( в 1683 году) Это, наверное, одно из самых совершенных произведений мастеров этой эпохи. Это строение содержит в себе весь накопленный опыт мастеров эпохи Ионы. Эта церковь как бы вся устремлена вверх, что было достигнуто сильно вытянутым основным объемом, барабанов глав, крестов и искусно сгруппированного пятиглавия. Также церковь Иоанна Богослова смотрится наряднее и праздничнее предшествовавших ей церквей кремля. Ее облик уже не совмещает в себе противопоставление богатого по оформлению низа и строгой, почти аскетической верхней части храма.

Иная архитектурная обработка присуща церкви Григория Богослова (1680-е годы) зависимого от влияния митрополита Григорьевского монастыря. Сначала может показаться , что Григорьевская церковь из-за своего многоскатного завершения и пятиглавия похожа на другие кремлевские церкви. Но у неё отсутствует аркатурно-колончатый пояс, изразцовый, богатые наличники.

Последнее самостоятельное сооружение кремля - это церковь Одигитрии, строение которой начато в 1692 году, а закончено в 1693 году. Она имеет черты архитектурного стиля "московского барокко", которое было распространено во второй половине 17-начале 18 веков. Но эта церковь выглядит скромнее, чем отличается от многих сооружений этой эпохи. Мастера сделали все, чтобы церковь стала гармонично выглядеть на фоне сложившегося ансамбля. Нынешняя разноцветная окраска не изначальная, а имеет отношение к более позднему периоду.

В итоге в конце 17 века завершилось строение архиерейского двора. Его разнообразные здания были собраны в единый живописный, но в это же время потрясающе слаженный ансамбль. Общность архитектуры и цветовой гаммы придавали всем сооружениям особенную одухотворенность, в те далекие времена ещё не проводили почерковедческую экспертизу. Белые с розоватым отливом каменные стены своеобразно сочетаются с серебристым, чуть ли не черным цветом кровель из теса и тусклым блеском покрытия крестов и глав. Картину дополняет расположенный в центре двора прекрасный сад с широким прудом, похожим на райские сады. А сам ансамбль целиком, как хотел митрополит Иона, должен быть похож на небесный город Иерусалим.