Развитие электронного банкинга в России

Понятие «интернет-банкинг» для наших граждан уже перестало быть экзотикой. Многие пользователи Интернета оценили достоинства дистанционного управления своими финансами. И хотя, по словам специалистов, подобной услугой пользуются пока только около 30% всех банковских клиентов, система дистанционного обслуживания счетов активно развивается и совершенствуется.

Главное преимущество, которое получает клиент полноценного интернет-банкинга, состоит в том, что оплатить коммунальные счета, пополнить баланс мобильного телефона, проверить состояние счета пластиковой карты, погашать потребительский кредит и делать множество других полезных вещей можно, не выходя из дома. При этом большая часть операций осуществляется практически мгновенно. К тому же многие, как крупные, так и средние банки, стараются максимально снизить комиссию по таким операциям.

Интернет-банкинг в РоссииПо словам специалистов, еще существует определенный пласт нерешенных проблем, которые не дают отечественному интернет-банкингу сравняться с зарубежным. Для сопоставления: число пользователей услуг онлайн-банкинга в мире к 2010 году выросло до 300 миллионов, а уровень проникновения данной услуги в экономически развитых странах составляет 90%. В России на данный момент системы дистанционного обслуживания используют не более 20% банков. Из всего количества предоставляемых онлайн-услуг, к примеру, потребительский кредит Москва, а также другие крупные города, обслуживают пока на половину своих возможностей.

Такая ситуация обусловлена, прежде всего тем, что законодательная база, которая должна была бы четко регулировать сферу интернет-технологий, развита еще не достаточно. В связи с этим большинство российских систем интернет-банкинга вынуждены строить отношения с клиентами на позиции недоверия, жестко контролировать все их действия. Это, естественно, усложняет предоставление услуг, ограничивает их круг.

Второе препятствие, мешающее распространению онлайн-банкинга, - не достаточное развитие технологической базы во многих учреждениях, которые принимают от населения различные платежи. Если на Западе люди могут оплатить по интернету практически любую услугу, то наши граждане пользуются преимущественно (до 90%) услугой пополнения счетов на сотовую связь, интернета, платного телевидения.

Третьим пунктом в списке проблем еще пару лет назад числилась не достаточно прогрессивное развитие технологий защиты финансовых операций в сети. Однако сейчас многие ведущие банки страны отмечают, что уровень технологического развития защиты online-транзакций в настоящее время достаточно высок. При этом нужно понимать, от взлома аккаунта при индивидуальном подходе на 100% не застрахован никто. В то же время, возможность массовых взломов платежных систем и массового увода денег сейчас практически исключена.