Развесистая клюква: как не попасть впросак.

Стереотип – явление, бесспорно, социальное, укореняющееся в сознании целого общества. Исследование, определившее отношение россиян к определенным странам мира, может послужить основой для своеобразного «словаря стереотипов», а также объясняет, почему определенные страны так популярны среди туристов. Так, Египет в последнее время – это уже не «древняя цивилизация», а «место бюджетного отдыха» (хотя пирамиды никуда из массового сознания не делись). Бельгия – это Писающий мальчик, Франция – Эйфелева башня, Италия – Колизей. Именно эти страны находятся в европейском «топе» для российских путешественников – в первую очередь благодаря своим достопримечательностям.

Однако устоявшиеся ассоциации зачастую подводят самонадеянных туристов, нередко попадающих в неловкое положение «благодаря» стереотипному мышлению. Для данных случаев в русском языке даже появилось специальное выражение: «развесистая клюква».

Вошедшее во всем фразеологические словари выражение из заголовка статьи появилось в начале XX века. Герои пародийной пьесы, высмеивающей представления европейцев о России, вспоминают, как они проводили время «под сенью развесистой клюквы». Конечно же, клюква – это низкорослый, стелющийся по земле кустарник, который ни при каких обстоятельствах не может быть развесистым. Однако многие люди, услышав какой-либо штамп о стране, даже не пытаются вникнуть в его суть, отчего и возникают курьезные ситуации.

Многие сувениры, продаваемые в Вене, имеют на себе эмблему в виде перечеркнутого кенгуру и надписи «No canragoos in Austria» (в Австрии нет кенгуру). Причина популярности данной эмблемы прозрачна: недалекие туристы, перед поездкой прочитавшие лишь отзывы об отелях, путают Австрию с Австралией, что чрезвычайно раздражает добропорядочных венских бюргеров.

Руководительница туристической группы из Сибири, приехавшей отдыхать в Одессу, просто огорошила организаторов тура, потребовав устроить экскурсию в Ялту. То, что Одессу и Крым разделяет более 400 километров, стало для женщины настоящим откровением.

Неужели туристы в большинстве своем настолько глупы? Нет, тут скорее стоит говорить о лени и недобросовестности при подготовке к поездке. Изучить отзывы о туристических фирмах, выбрать маршруты для шопинга, приобрести разговорник – это далеко не всё, что нужно сделать туристу, чтобы чувствовать себя более-менее комфортно. Если вы ничего не знаете о чужой стране (тем более если там преобладает непривычная для вас культура), то рискуете попасть в очень глупое положение.

Нидерланды – это не рай для наркомана. Далеко не все немцы любят пиво. Часть англичан и даже бразильцев совершенно равнодушна к футболу. Да, в это сложно поверить, однако вы сможете избежать попадания в неприятные ситуации, приняв данные тезисы как должное.

Каждая поездка предполагает адекватную подготовку к ней. Всегда помните, что отзывы о туристическом бизнесе дадут вам гораздо меньше, чем хотя бы простая статья в Википедии. Прочитав хотя бы несколько энциклопедических страниц, вы перестанете чувствовать себя отправляющимся в «белое пятно» на карте и будете гораздо более уверенно вести себя на чужой земле.