От чего зависит цена туристического продукта

В туристическом бизнесе одним из самых острых вопросов традиционно считается вопрос правильности формирования цены. Это обусловлено особенностями данного вида деятельности. Очень многое зависит от сезона, природно-климатических условий и т.д. Даже новости оказывают влияние на формирование потребительского спроса. Кроме того, нельзя забывать и о организационно-экономических характеристиках. К таковым, в частности, относится немногочисленный штат персонала, практические полное отсутствие прямых затрат (те, которые все же возникают, могут быть определены расчетным методом) и т.д.

Каким же образом устанавливается цена на туристический продукт? Давайте разберемся в этом вопросе вместе.

Тут нужно уяснить, что чаще всего потребитель покупает туристический продукт не у турорператора, а у турагента. Первый может сам реализовывать путевки, но стоимость в любом случае не будет значительно отличаться от той, по которой работает посредник. Цена туристического продукта формируется из понесенных оператором затрат по формированию путевки. Кроме того, непременно учитываются и новости дня на рынке. Иными словами, при определении конкретной стоимости, туроператор обязательно учитывает сложившиеся в данном регионе расценки.

Турагент – это субъект, осуществляющий продвижение и реализацию туристического продукта. Он делает это всегда от имени и по поручению туроператора. Между двумя этими субъектами заключается посреднический договор, условия которого четко прописывают, по какой цене агент реализует путевки. Это может быть фиксированная стоимость (в этом случае агент получает определенный процент от продаж) или же сделка может устанавливать максимальную цену путевки. Тогда турагент получает разницу между покупкой и продажной ценой.

Таким образом, и в том, и в другом случае конечный продавец путевок по своему усмотрению не может менять их стоимость. Она изначально определена оператором.

Ценообразование в сфере туристических услуг характеризуется некоторыми особенностями.

Во-первых, услуги туризма – это некий конечный продукт, цена на который всегда будет розничной.

Во-вторых, новости экономики свидетельствуют о том, что туристические услуги пользуются устойчивым спросом, характеризующимся постоянным ростом. В то же время многое здесь зависит от индивидуальных особенностей потребителя. Поэтому туроператорам при формировании цены необходимо позаботиться о том, чтобы она не вызывала отрицательных эмоций у потребителей.

В-третьих, нельзя не отметить сезонную дифференциацию цен и тарифов.

Кроме того, цены на туристические услуги всегда имеют два предела: верхний и нижний. Нижним является себестоимость уже сформированного туристического продукта, а верхний зависит от величины спроса на него. Вообще же на цена зависит и от других факторов: класса и формы обслуживаниях, конъюнктуры рынка, сезона, рекламы и т.д.