Туристическое образование в России станет системным

В Санкт-Петербурге прошла конференция на тему «Модернизация туристского образования в России», в работе которой приняли участие более двухсот специалистов туристической отрасли из тридцати областей России и десяти стран. Продолжалась она два дня, 9 и 10 октября.

Заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский в своей речи сформулировал главную задачу, стоящую перед российским туристическим комплексом. Заключается она в создании учебных центров, которые бы готовили специалистов разного уровня для работы в туристическом и гостиничном бизнесе.

Французский участник конференции Жиль Хоннегер рассказал, что с аналогичной проблемой столкнулись многие страны Европейского Союза. Также он рассказал о том, как работает им созданный Университет гостеприимства Accor. Что касается подготовки российских специалистов для туристического бизнеса, то, по мнению Жиля Хоннегера, она желает быть много лучше.

Проблем же в этой сфере действительно хватает с избытком и на это обратили внимание порядка двух десятков выступающих. В частности жесткую критику вызвали такие моменты как слишком частая смена стандартов обучения и колоссальная нехватка хороших преподавателей, имеющих собственный опыт работы в туризме. Большим недостатком является и то, что ныне действующие учебные центры практически ни как не связаны с самими туристическими компаниями. Кроме того, по мнению участников конференции в стране наблюдается явный избыток людей с высшим образованием, которые решили переучиваться по специальностям для туристического бизнеса. В этом поможет сайт http://www.visantiya.com.

Представитель Ростуризма сообщил, что в стране на сегодняшний день работает 316 вузов и 181 филиал, готовящие специалистов по трем областям. Это «Туризм», «Гостиничное дело» и «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Популярность этих учебных заведений среди молодежи очень высока. Опережают их по престижности лишь вузы, готовящие юристов, экономистов и менеджеров. При этом очевидным есть факт, что наводить порядок в сфере этого образования давно пора. Большинство этих учебных заведений не являются специализированными. Специалистов для туризма готовят на кафедрах совершенно не связанных с этим бизнесом вузов. Известны примеры, когда такие кафедры открывают в транспортных, сельскохозяйственных или технических учебных заведениях. Даже в Университете Министерства обороны умудрились наладить выпуск специалистов для туристического комплекса. Понятно, что достойного качества обучения студентов в таких условиях быть не может.

Участники конференции обговаривали пути для реорганизации системы обучения. Здесь прозвучало весьма логичное предложение о том, чтобы аккредитация учебных заведений проводилась только через Ростуризм.

Второй важный момент, о котором много говорилось на конференции, это плохая подготовка специалистов среднего и нижнего звена. При этом подчеркивалось, что именно таких специалистов в туристическом комплексе России больше всего не хватает. Учебных же заведений, готовящих таких специалистов, в стране насчитывается 264 единицы, но только 17 из них являются специализированными.

Во время конференции также прошла презентация новых учебников для туристического образования. Авторы этих учебников ответили на множество вопросов и постарались доказать необходимость принятия именно их учебников. Кроме того, проводились круглые столы и мастер-классы. В заключительной части конференции состоялось торжественное награждение победителей конкурса «Лучший по профессии».