Стужа нипочем: Алтай настроен на развитие всесезонного туризма

На Алтае пасмурное лето, судя по всему, серьезно напугало туристов. Хотя власти Алтайского края заверяют, что туристическая наполненность соответствует прошлому успешному сезону, турпоток в Республику Алтай оставил желать лучшего. В целом, эксперты оценивают снижение успешности отрасли по всему Алтаю с разбегом показателей в 5-30 процентов. Единственный выход избежать дальнейшего спада в такой ситуации, по мнению властей, - всесезонный туризм.

Представитель одной из туркомпаний региона Ольга Бокова подтверждает, что спад туристической активности составляет примерно треть от уровня соответствующего периода в 2012 году, и это даже несмотря на попытки туроператоров компенсировать дождливый сезон, привлекая клиентов скидками и льготами. Спад соответствовал обычным показателям сезонного снижения активности – то есть наблюдался в мае-июне и сентябре. По ее словам, меньше пострадали от плохой погоды здравницы Белокурихи и Ярового, изначально ориентированные на лечебный и оздоровительный отдых.

Делая такие выводы, Бокова анализирует данные по уровню заполненности гостиничных комплексов в районе Катуни. Впрочем, определенный оптимизм вселяет то, что все места, предусмотренные для круглогодичного размещения отдыхающих, заполнены или забронированы. В этом году очень многие туристы соблазняются осенними скидками.

Также вполне оптимистично относится к результатам сезона и начальник отдела туризма администрации города Яровое Марина Кириленко. Она ожидает, что снижение турпотока по сравнению с прошлым годом не будет существенным и упадет всего на 2-4 тысячи (по ее данным, в прошлом году Яровое посетило 72 тыс. чел.) Конечно, снижение активности прослеживается и тут – пик заполненности пришелся на июль месяц, и только. Зато, по ее словам, нынешний сезон порадовал демократичными ценами около 500 рублей в день с человека.

Совершенно не ощутил спада активности один из самых крупных санаторно-курортных комплексов Белокурихи. Заместитель директора комплекса сообщил, что свободные места отсутствуют вовсе, поскольку для людей, приезжающих за поправкой здоровья, погода не имеет такого значения, как для прочих туристов.

Не способствовала успешности курортного сезона и высокая стоимость авиаперелетов. Пользуясь отсутствием конкуренции, перевозчики в пик сезона взвинтили цены на билеты до отметки в 30 тыс. руб. до Москвы и 20 тыс. – до Петербурга. 

Понимая опасность такого положения для региона, губернатор А. Карлин весной пытался убедить правительство выделить субсидии, чтобы не допустить повышения стоимости авиаперелетов по главным направлениям. Несмотря на то, что его идея была расценена положительно, до сих пор финансовые вливания не начались. 

Предложения о выдаче субсидий для снижения цен на рейсы до Барнаула, Сургута, Иркутска находятся на рассмотрении в департаменте политики гражданской авиации Минтранса России. Если положительное решение не затянется, то в 2014 году можно ожидать поступления в федеральный бюджет средств на компенсацию стоимости авиаперелетов.

Все же оставим в стороне факторы, послужившие причиной плохих показателей сезона на Алтае, и рассмотрим положительные стороны. Здесь тоже есть, о чем сказать.
Участники рынка туристических услуг бросили все силы на внедрение новых видов туров: здесь и свадебные путешествия, и йога-туры, и событийный туризм, предлагающий участие в различных творческих мероприятиях, фестивалях, различных конкурсах, а также тематические маршруты. Чтобы сделать все это доступным и качественным, много сил потрачено на развитие современной инфраструктуры, автодорог, усовершенствование гостиниц. Примером таких удачных решений являются маршруты «Малое и Большое золотое кольцо Алтая», фестиваль «Казачья подкова». 

Именно событийный туризм, по словам руководителя компании «Туроператоры Алтая», позволил избежать катастрофического падения показателей в отрасли. Главной проблемой туризма на Алтае Валерий Копытский считает сезонность. Чтобы раз и навсегда избавиться от этой зависимости, необходимо повысить комфортность гостиничных номеров, надлежащим образом оснастить их для круглогодичной посещаемости. Но самое главное – найти туристически привлекательную идею, которая заставила бы туристов активно посещать Алтай зимой. 

Пока что за счет таких идей круглогодично обеспечивают поток туристов только Белокуриха, привлекающая лечебной базой, да лыжные курорты Горного Алтая. Впрочем, последние также пока не выдерживают никакой конкуренции с горнолыжными трассами в Кемеровской области.

Согласно статистическим данным по отрасли, в 2013 году для принятия туристов были открыты 1800 гостиниц, 149 турбаз и других комплексов, обеспечивающих принятие туристов, 44 учреждения, относящиеся к санаторно-курортной сфере, а также 164 «зеленых» дома – коттеджи, созданные для экологичного отдыха на природе. Таким образом, на сегодняшний день регион готов единовременно принять и разместить более 47 тысяч человек.