Отдохнули на «пятерку».

По предварительным данным Ассоциации российских туроператоров (АТОР), около 5 миллионов российских граждан минувшим летом предпочли отдых за границей. Около десяти миллионов россиян провели свой летний отпуск в России.

В интервью корреспонденту «Российского туризма» глава Ассоциации российских туроператоров Майя Ломидзе сказала, что число туристов, которые провели свой летний отдых в России приблизительно, ведь когда речь идет о внутреннем туризме, то мы пытаемся учитывать, прежде всего, организованных туристов, а что касается «дикарей», то их количество установить достаточно сложно. Туристы, которые выезжают на отдых за границу, как правило, пользуются услугами турагентств, поэтому подсчитать данную категорию отпускников гораздо легче.

Начало сезона отпусков вселило в фирмы, которые занимаются внутренним туризмом оптимизм.

М.Ломидзе отметила, что в мае активно стали продаваться российские туры. Показатели продаж были настолько высоки, что это приятно удивило всех. Все было прекрасно до июля месяца, но на ситуацию сильно повлияло произошедшее наводнение. Это трагическое событие повлекло за собой серьезный отток в сфере внутреннего туризма. Было аннулировано по разным данным от 30 до 50% туров. Туроператоры рассчитывали, что стихийные бедствия приведут к возрастающему спросу туров в Крым, но, к сожалению, эти ожидания не оправдались, поскольку российские туристы часто путали Крымск с полуостровом Крым. Тем не менее, количество отдыхающих на курортах Абхазии и вокруг Сочи наоборот возросло.

Черноморское побережье по-прежнему остается у россиян самым популярным и востребованным маршрутом внутри страны.

Майя Ломидзе отметила, что аналитическая служба АТОР в отношении развития других направлений, пока не подводила итогов, но по объективным данным эти направления тоже развиваются. Растет спрос среди россиян, хотя он не столь активный как, к примеру, на морские туры. Что касается числа фирм, которые занимаются въездным и внутренним туризмом, то официальные данные реестра Ростуризма отмечают, что прироста нет. Известно, что спрос определяет предложение и на сегодняшний день их количество остается достаточным. Если посмотреть по российским регионам, то подобные фирмы осуществляют также деятельность и на рынке выездного туризма. Это связано с тем, что постоянного дохода внутренний и въездной туризм не дает.

Туры по России стали лидерами по количеству обращений потребителей в правовую службу Ассоциации российских туроператоров.

Комментируя эту ситуацию, руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров Надежда Ефремова отметила, что это в первую очередь произошло из-за мошеннических действий турагентства «Джулия трэвел» и туристического оператора «Объединенные курорты». Именно эти фирмы, прихватив с собой деньги клиентов, просто исчезли.

Майя Ломидзе отметила положительные стороны государственной политики в вопросах туризма.

Она подчеркнула, что определение политики, акцент на развитие въездного и внутреннего туризма, а также возможное снижение НДС на перевозках по России, являются хорошими признаками. Ведь это говорит о том, что уже предпринимаются первые шаги в осуществлении озвученной ранее политике. Пока нельзя сказать, что они мегаэффективны и дают мгновенный результат. Тем не менее, поездки по регионам страны показали, что пласты в этом направлении сдвинулись и процесс пошел даже в тех регионах, которые ранее не задумывались о развитии туристического бизнеса. Поэтому, все происходящее, по мнению Ломидзе, движется в правильном направлении, хотя и не так быстро, как хотелось бы многим.

Комментируя сферу выездного туризма, М.Ломидзе отметила, что никаких громких сенсаций прошедшее лето не принесло.

В целом нынешний сезон неплохо прошел, картина почти ничем не отличается от сезона прошлого года. Оправдались практически все промежуточные прогнозы по всем направлениям, которые мы делали. Достаточно сбалансированными оказались в этом сезоне, как спрос, так и предложения.

По-прежнему наиболее популярной среди российских туристов страной остается Турция, хотя в этом сезоне по сравнению с прошлым, на один процент уменьшилось количество россиян, выбравших эту страну для отдыха. В порядке уменьшения по популярности далее следуют такие страны как Египет, Испания, Греция, Хорватия и Болгария.

В этом году все эти туристические направления показывали прирост. К примеру, в Греции прирост туристов из России увеличился в среднем на 20 процентов и это огромный успех. Вероятнее всего, он объясняется ухудшением экономического состояния в этой стране. Многие россияне, выбирая отдых в Греции, хотят помочь ей преодолеть кризис.

Хорватия в этом году также «отметилась».

В течение всего сезона спрос на туры в эту страну был стабильно хорошим. Туристов из России не остановило даже то, что цены на поездку в Хорватию выросли примерно на 10-15 процентов. Объясняется это тем, что летний сезон нынешнего года последний для наших туристов без виз.

Ценовые предпочтения туристов из России изменились. Значительно выросло количество россиян, предпочитающих покупать дорогие туры с проживанием в хороших отелях, где всё оборудовано на высоком уровне, начиная с отделки помещений, сантехники, заканчивая окнами классом не ниже тех, которые поставляет своим потребителям компания Фабрика Окон. Собственное производство, ответственное отношение, и масса полезных услуг сделали компанию востребованной и популярной не только у частных лих, которые решили сделать ремонт и заказали окна на Фабрике Окон, но и у строительных организаций. Россияне, знакомые с настоящим качеством, готовы платить больше за отель, в котором им смогут предоставить соответствующий комфорт.

34 процента россиян, отправившихся на курорты зарубежных стран, приобретали путевки стоимостью в полторы тысячи долларов и выше на человека в неделю. Майя Ломидзе отметила, что эти показатели на 10-15% выше обычных. Более двух миллионов россиян, что составляет 47% потребителей, предпочли отдых в ценовом диапазоне от 600 до 1500 долларов. Снизились продажи горящих и дешевых путевок.

Исполнительный директор Ассоциации российских туристических операторов Майя Ломидзе отметила также, что возрастает количество россиян, которые планируют отдохнуть самостоятельно, не прибегая к помощи туроператоров.