Даже малые российские города могут быть интересны для европейских туристов

Представители состоявшегося в Ярославле международного форума Визит в Россию 2011 попробовали дать ответ на вопрос, почему туристическая отрасль до сегодняшнего дня не стала по-настоящему прибыльной в российской экономике. Увы, споры экспертов оставили приблизительно такое впечатление. Туризм в Росси сегодня выглядит как некая музейная реликвия, которую позволили, вернее, даже настояли потрогать руками. При этом множество посетителей "по старинке" все равно опасаются и трогают его с осторожностью или попросту не понимают, как правильно подступиться к нему.

В результате доля туризма в российском ВВП составила на сегодня всего лишь полтора процента - именно подобная информация озвучивалась на форуме. И хотя потенциал в сфере туризма у многих областей огромен, заверяют специалисты, но рассмотреть и тем более использовать правильно это - умеют немногие. Люди точно не осознают всей мощи потенциалов своих регионов, полагает эксперт по туризму Поздняков Сергей.

Созданием новой продукции – проблемная задача по всей стране, - заверяет профессор. Нет тех, кто может создать что-то интересное, придумать новое. А если подобный человек возникает на арене, власти зачастую пренебрегают его советами, потому что эти уникумы необычны, в какой-то мере неординарны. Но они – носители интересных идей. И нам именно сейчас необходима база таких идей, из которой можно выбрать то, что необходимо в данной ситуации.

Корень всей проблемы видится в несовершенстве системы кадровой подготовки, которая очень отстает по сегодняшним требованиям и влияет на качество туризма в стране.

Мы стараемся в основном подготовить кадры для туристических операторов, гостиничного бизнеса. А взгляд на туриндустрию в целом охватывает туристские центры информации, и определённые проекты. Но специалистов, которые бы знали, как их организовывать и осуществлять, у нас не подготавливают совсем.

Поэтому, как полагает вице-президент союза Российской туриндустрии Барзыкин Юрий, нашим областям следует быть готовыми на создание и продвижение своих туристических продуктов. Начиная с полиции, которая не должна оказывать помех человеку, прибывшему с другой страны на отдых, а разъяснять ему, как лучше будет проехать, или пройти, заканчивая продавцом в магазине, который обязан говорить вежливо и культурно и заканчивая автомобилями, например, Renault Logan или другие модели.

Дело, тем не менее, не только в нехватке профессиональных кадров, но и в их качестве, а также в определённой позиции людей, которые принимают решения. Со слов Позднякова, на сегодняшний день повсюду наблюдается неспокойная тенденция - в областях устраняются департаменты и комитеты туризма. Эти структурные организации понижают до статуса отдела вместо того, чтобы их развивать, делать из них независимые подразделения и наделять важными функциями.

Основная сегодня проблема – слабость позиций власти в усилиях по формированию туристической отрасли, полагает эксперт. - Особо это ощутимо в муниципальных образованиях. Им нужны и научно-методические центры, и поддержка со стороны области. А получается, что всё по-прежнему делают чисто на увлеченности. По мнению специалистов, потенциал туристической отрасли есть почти в каждой маломальской местности - было бы желание его отыскать. Интересен в этой сфере опыт Словении, которым поделилась на форуме посол республики в России Ада Филип-Сливник. С ее слов, сектор туризма составил в ВВП 10%. При численности населения в два миллиона, страну ежегодно посещают четыре миллиона путешественников.

Туристов привлекают словенцы на локальном уровне, посол представила на примере несколько деревушек, название одной переводится как Святой Даниель. Жители этого интересного местечка, расположены в высокогорье, с давних времен занимаются скотоводством и земледелием, растят лес, и их вовсе не привлекает зарубежная недвижимость. Но со временем это стало малоэффективно. Люди стали задумываться о том, как сделать свою жизнь намного лучше, и решили пригласить к себе туристов из городов находящихся в долине. Путешественникам предложили хорошего качества местные вина и продукты, прекрасный альпийский вид и чистейший воздух. Стремящихся все это познать, и увидеть своими глазами было так много, что пришлось даже строить небольшие кемпинги. И вот уже сегодня сервисом отдыхающих занимается большая часть деревни.

Переоценку своих ценностей начали в некоторых российских областях. Результатом стало, в частности, появление на туристической карте страны мало кому знакомого небольшого провинциального города Мышкин в Ярославском регионе. Полвека назад здесь находился только один краеведческий музей, а сегодня это богатый на культуру городок: теперь тут есть музеи Мыши, русской водки, лоцмана, льна, валенка, ремесленная слободка, дом мельника и мельница. Люди часто ездят сюда на фестиваль Мыши и ретро техники "Мышкинский самоходъ". На сегодняшний день на каждого жителя этого удивительного городка в год приходится по двадцать четыре туриста. Поздняков ставит в пример этот город для многих других областей.

Похожих примеров по России уже много, эти города стали ведущим локомотивом в развитии территорий многих областей. Они формируют бренды, привлекают массу инвесторов. А там, где будут инвесторы, - будет и активное развитие туристической отрасли. Очень огромно еще количество старинных городов с богатым культурным наследием, которые в своём роде ещё не проснулись от долгой спячки. Обвинения в адрес туристических операторов, которые идут ещё с советских времён, в том, что у туристов рябь в глазах от нашей серости жизни, актуальны и по сей день. Результатом этого является отсутствие развитой инфраструктуры для развлечений и отдыха. Поэтому и пустуют гостиницы: туристы наслаждаются достопримечательностями города и едут дальше, не задерживаясь тут надолго, то есть поедут тратить свои деньги там, где есть развитая инфраструктура.

В областях понимают, что без продвижения имеющегося туристического продукта уже не обойтись. К примеру, руководство города Владимира намеревается к 2027 году поднять число клиентов в городских гостиницах в три с лишним раза. Для этого в то же время с обычным видом туризма они собираются развивать эко туризм, археологический и паломнический. Но одним из перспективных направлений, со слов Щедрина, признана отрасль туристических конференций. То есть Владимирская область будет представлена в качестве некой площадки для семинаров, симпозиумов, и других подобных мероприятий. Надеяться на заинтересованность потенциальных клиентов позволяет близкое расположение города к столице, отсутствие пробок на магистралях и небольшая стоимость проживания в гостиницах по сопоставлению со столичными ценами.

Иметь разнообразие в туристических продуктах желают многие, однако не всем удаётся. Так, член совета ЦФО Грушин Михаил отметил, что даже самый мало затратный вид туризма - событийный - в областях формируется из ряда вон плохо.

- Я старался достучаться до представителей турагентств с одной единственной просьбой: мол, хочется приехать в ваш край. Но не в обычный день, а на любой событийный праздник. Расскажите мне, что у вас есть интересного в резерве, - повествует Грушин. - Только в десяти из восемнадцати окружных субъектов было сказано, что у них имеется календарь праздничных мероприятий. А ведь это довольно существенный момент.

Следует начинать с построения череды событий. Вероятно, именно из-за неимения этой цепочки событий многие регионы, по воззрению профессора Позднякова, проигрывают там, где обязаны вроде иметь немалые дивиденды - от доходов туристической отрасли.

По убеждению специалистов увеличить туристический поток в несколько раз способно активное развитие в стране кемпингов. Иностранцев, которые бы желали поездить по России, очень много. Но их пугает почти полное отсутствие развитой сети инфраструктур.

А профессор Путрик Юрий убежден: для качественного изменения туристической отрасли необходимо, чтобы в стране действовал единый научный центр по изучению задач в сфере туризма. Со слов специалиста, в странах с успешно развивающимся туризмом в данном направлении трудятся целые институты, которые работают над проблемой и дают необходимые советы своим властям.