Как возродить туризм в России

В Смоленске прошла шестая международная научно-практическая конференция, посвященная туризму и региональному развитию. В конференции принимали участие ученые из России и гости, приехавшие из Латвии и Белоруссии, Украины, а также Казахстана и Азербайджана. Основной темой данного мероприятия стало обсуждение невостребованности туристического потенциала Центральной России. Юрий Веденин, являющийся председателем научного комитета конференции и директором Российского НИИ им. Д. С. Лихачева поведал об итогах и дискуссионных темах этого мероприятия. Особое внимание было акцентировано на том, что органы государственной власти не заинтересованы в работе ученых, которые занимаются вопросами развития туризма. Мало того, складывается такое впечатление, что представители власти просто не представляют себе, каким именно образом и в каком направлении должна развиваться туристическая отрасль в России. Но при этом все главы туристических городов рассчитывают на солидный доход. Только, как известно, под лежачий камень вода не течет. Для пополнения казны необходимо сначала вложить средства в создание и развитие туристической отрасли, а этим практически никто не хочет заниматься.

При СССР, вспоминает Веденин, все было проще, поскольку был социальной функцией, которой занимались профсоюзы, организовывающие школьные экскурсии, развивающие самодеятельный и спортивный туризм. Сегодня же ситуация изменилась коренным образом, причем не в лучшую сторону. Туризм стал прерогативой коммерческих фирм, которые кормят исключительно себя, не давая ничего ни регионам, ни городам (и не важно, о небольшом городке идет речь или о развитом в туристическом плане мегаполисе). Вот и складывается довольно неприятная ситуация, при которой власть ожидает доходов, создавая в некоторых случаях благоприятные условия для развития туризма, но отдачи не происходит.

И здесь крайне важно понимать, что приносит доходы в казну. Дело в том, что финансовая система нашего государства построена так, что главным источником для бюджета большей части регионов и муниципалитетов, прежде всего, является подоходный налог, тогда как памятники и музеи какой-либо ощутимой прибыли приносить не могут. При этом внутренним туризмом, к примеру, в Смоленске может заниматься московская компания, которая платит налоги непосредственно в Москве. Нельзя не сказать и о том, что представители местной власти во многих городах полагают, что приезжие тратят в городе немалые деньги, что уже является большим плюсом. Только вот при этом не учитывается, заметить следы таких «туристических трат» очень трудно. Почему? Если предприниматель, занимающийся производством сувениров, и получит прибыль, то нет никакой гарантии, что он ее покажет.

Таким образом, сегодня единственным вариантом пополнения казны является развитие в целом инфраструктуры отрасли, увеличение количества людей, которые задействованы в данной сфере, в том числе брондирование и другие модные вещи необходимы. Необходимо развивать гостиничный бизнес, налаживать производство различной сувенирной продукции, строить кафе и рестораны, открывать музеи и выставки. Но этим мало кто хочет заниматься, так как нет гарантии возврата вложенного капитала. Отсутствие грамотной туристской инфраструктуры на территории России приводит к тому, что наши соотечественники (не говоря уже зарубежных туристах) предпочитают посещать выгодные заграничные направления.

Конечно, экономический кризис привел к существенному снижению посещения зарубежных туристических направлений, но это вовсе не означает ажиотаж во внутрироссийском туризме. Ни в коем случае нельзя прибегать к крайностям, занимаясь либо организацией путешествий на иностранные курорты, либо сосредоточив все свои силы на внутреннем туризме. Туризм должен оставаться разноплановым, но мы должны развивать свои внутренние ресурсы, которых у нас несметное количество. Ведь существует множество экскурсионных туров, рассчитанных на несколько дней. Так, почитатели элитарного туризма, арендовав автобус, едут в Псков, на Урал, на Украину, при этом в качестве направления выбираются абсолютно нетуристические места. Зачастую для того, чтобы воочию лицезреть какой-либо памятник культуры или архитектуры туристы могут идти пешком часами. Это и есть элитарный туризм, однако не в плане предоставляемых удобств или стоимости, а в плане единичности людей, которые действительно увлечены своим хобби.

Посему очень важно, чтобы в туристической сфере работали компании, которые одинаково качественно смогут организовать и незабываемый отдых в Турции, и удивительное путешествие по историческим местам России. К сожалению, на данный момент таких компаний практически не существует, поэтому регионы должны самостоятельно развивать свои туристические продукты, вкладывая средства не в создание новых проектов, а в развитие существующих.

Свои комментарии Веденин дал и относительно использования туристического потенциала Центральной России, составляющего всего лишь 5%. К тому же отвратительное использование потенциала наблюдается не только в центральной части РФ, но и на всей ее территории. Основная культурно-исторических и архитектурных памятников находится в плачевном состоянии. Достопримечательности скорее напоминают руины, а не объекты культурного наследия великой страны. Даже передача памятников в частные руки не спасает от того, что они исчезают или же приходят в негодность.

То же самое можно сказать и про слабо востребованные природные ресурсы. Так, помимо Селигера, расположенного в Центральной России, здесь больше нечего смотреть, потому что все остальные достопримечательности просто стыдно показывать туристам. А ведь существует целая система национальных парков, прекрасных музеев-заповедников, которые вполне могли бы стать отличными туристическими направлениями, приносящими в казну доход. Ясная Поляна, Михайловское, живописные есенинские места, Хмелита, а также Новоспасское и «Смоленское Поозерье», - вот лишь небольшой перечень туристических мест, которые просто необходимо возрождать или развивать. Эти центры уже функционируют, но довольно слабо, ведь о них почти ничего не известно за пределами России. Но, как говорилось выше, четкой стратегии развития туризма на территории России не существует, поэтому действия властей выглядят нецелесообразными, эпизодическими и даже хаотическими.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что есть все-таки города, в которых туризм развивается почти на пустом месте. Так, Плес, что в Ивановской области, является местом, связанным с Левитаном. Здесь состоятельными людьми были построены гостиницы, магазины, различные культурно-познавательные и развлекательные центры, привлекающие туристов. Главное, такого рода туризм не деформировал саму основу, на которой он и возник. Важно не пересечь ту тонкую грань, за которой личные интересы становятся намного важнее той основы, на которой и создавалось туристическое направление.

Несколько слов хотелось бы сказать и о «событийном туризме», который является неотъемлемой составляющей жизни любого музея-заповедника. Однако праздник празднику рознь. Фестиваль не должен превращаться в шоу, которое чуждо по своей сути той либо иной территории. Для шоу существуют концертные площадки, а народные гулянья должны оставаться традиционной русской забавой. Так же как и на фестивале классической музыки нет места рок-группам. Туризм должен нести в себе исключительно положительные эмоции и созидательную функцию.