На форуме «Территория смыслов» министр транспорта РФ Максим Соколов рассказал, что специалисты обсуждают необходимость курсирования по России плацкартных вагонов. Чиновник заявил, что продолжается дискуссия на тему необходимости их в нашей стране. На практике экономика двухэтажных купейных вагонов гораздо лучше, и, возможно, пора полностью переходить на них.
Но Россия очень многообразная страна, уровень жизни по стране не так высок в районах с малой концентрацией населения, и плацкартные вагоны в них ещё очень востребованы. Их поддерживает федеральный бюджет, хотя и во всё меньшей степени.
Министр выразил уверенность, что в 2040 году по железным дорогам России уже не будут ездить старые плацкартные вагоны хотя бы потому, что их нормативный срок эксплуатации составляет 20 лет. Он рассказал о реализации «Российскими железными дорогами» масштабной программы по замене подвижного состава. На маршруты всё выходит всё больше «Ласточек», «Стрижей», «Сапсанов», Allegro.
Публично тему о необходимости плацкартных вагонов несколько лет назад поднял предыдущий президент ОАО РЖД Владимир Якунин. Ещё в 2013 году он заявил, что в планах организации полностью отказаться от данного типа транспорта. Он говорил тогда, что плацкартный вагон – это анахронизм, сохранившийся только в России, и он должен быть заменён более комфортными видам перевозки людей. Тогда же Владимир Якунин уточнял, что вопрос зависит он многих факторов – снижения издержек, закупки новых комфортабельных вагонов. Он не указывал конкретны сроков, уточняя, что он не решается в течение пары лет.
Позднее Якунин заявлял, что компания не рассматривает плацкартные вагоны в качестве транспорта, способного обеспечить достаточно комфортный стандарт перевозок. Он пояснил, что коллективный стриптиз 70-ти человек не соответствует представлению о правах личности на интимность и безопасность. Сегодня общество достигла такого уровня развития, когда прилюдное раздевание-одевание только по причине более дешёвого билета в плацкартный вагон не совсем правильно.