Туристический бренд «Золотое кольцо» должно развиваться в государственном партнёрстве

Насколько перспективно развитие проекта государственно-частного партнёрства в сфере развития инфраструктуры такого туристического маршрута, как «Золотое кольцо России», объединившего пять регионов России и 18 городов, имеющих богатую историю, поведала Наталья Казакова, которая является исполнительным директором корпорации развития «Золотого кольца».

Туристический бренд «Золотое кольцо» должно развиваться в государственном партнёрствеПоскольку «Золотое кольцо России» одним из самых востребованных туристических маршрутов у жителей нашей страны, Наталья Казакова рассказала о собственной оценке тех мероприятий, которые смогут реализовать его потенциал. Так, она поведала о том, что данные исследований Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России количество туристов, проехавших организованно по «Золотому кольцу» в 2009 году составило около трёх миллионов человек. Примерно такое же количество людей путешествовало самостоятельно. Поток туристов ежегодно увеличивается на 5-10%, однако, это только туристы-соотечественники. А количество иностранных туристов на маршрутах «Золотого кольца» постоянно снижается. Одной из главных причин этой тенденции являются гостиницы, которые не удовлетворяют запросов иностранных граждан своим качеством. 98% номеров не соответствуют международным стандартам, из которых больше половины – гостиницы уровня 2-3 «звезды», 22% составляют старые базы отдыха. Иностранцы проводят на маршруте не более полутора дней из-за низкого уровня сервиса.

Эксперты оценивают потенциал туристического маршрута и считают, что к 2020 году количество туристов могло бы возрасти до 20 000 000 в год. Регионы могут получить миллиарды рублей прибыли, отельеры и туроператоры – миллионы туристов, местные жители новые рабочие места, и не надо забывать о такой важной вещи, как - расписание движения поезда сапсан. Однако для достижения таких высот необходимо комплексно развивать инфраструктуру, нужны соответствующие инвестиции, которые сегодня оцениваются в 100 миллиардов рублей.

Говоря о гостиницах, приходится учитывать устаревший номерной фонд, чтобы его возместить к 2020 году, нужно ввести в эксплуатацию около 22 000 новых номеров, отвечающих международным стандартам. Основная их часть должна принадлежать среднему ценовому сегменту класса «три звезды».

Сегодня единой концепции развития «Золотого кольца» не существует. Регионы решают эту проблему самостоятельно по мере своих возможностей, что приводит к явному дисбалансу туристической инфраструктуры. Роль туризма в социально-экономическом развитии регионов недооценивается. Спрос и предложение не соответствуют. Отсутствуют объекты международного уровня для размещения туристов, между туроператорами нет взаимодействия.

Говоря о самом маршруте, нудно сказать, что он нуждается в обновлении и омоложении. Многие памятники культуры находятся в плачевном состоянии. Экскурсионные программы остались по большей части неизменными с советских времён. Они скучны и неинтересны. Не хватает специализированных учебных заведений, которые занимаются подготовкой квалифицированных кадров для туристического бизнеса.

Петр Шура является основателем Корпорации развития "Золотого кольца", в 2008 году, когда в мире набирал обороты экономический кризис, он заинтересовался маршрутом, обратив внимание на него, как на никем не занятую нишу. Застройщики ни до кризиса, ни сейчас особенно не стремятся в сегменты туристического и рекреационного бизнеса. На первом месте по доходности стоят жилые помещения, в то время как гостиницы находятся на последнем. Отели не приносят быстрой прибыли, несмотря на то, что девелопмент гостиничной недвижимости остаётся наиболее устойчивым и стабильным видом бизнеса.

Изучая перспективы и существующие проблемы туристических маршрутов, Корпорация пришла к выводу, что «Золотое кольцо» - это клад для бизнеса. Из этого и родилась идея создать сетевой курортно-гостиничный проект международного уровня. Масштабы и технологии дадут возможность сокращения расходов на содержание сети в целом, а так же на её обслуживание, что приведёт к увеличению доходности в целом и акционерного капитала в частности.

Первый проект Корпорация развития «Золотое кольцо» реализовала в окрестностях города Переславль-Залесский в Ярославской области. 200 гектаров многофункционального туристско-рекреационного комплекса названы тем же именем.

От Москвы курорт отделяет 130 км, первая очередь включила в себя 2 гостиницы на 3 и 4 звезды, поселок арендных домов, банный комплекс. Гостиницы будут открыты в конце текущего или начале будущего года, управляющим назначен международный оператор Wyndham, которому принадлежат бренды Ramada и Days Hotel. Во вторую очередь включены: тематический парк, спорткомплекс, 7 гостиниц на 3-5 звёзд, медцентр. Ориентировочные сроки строительства – 4 года. Инвестиции в проект составляют 12 миллиардов рублей, которые окупятся за 10 лет.

В мае на Волжской набережной Ярославля, в его историческом районе начнётся возведение гранд-отеля. Управлять отелем согласился статусный международный гостиничный оператор, но имя его будет объявлено только после подписания договора. Под этот проект «Новолюблянский Банк» предоставляет кредит на условиях, что 30% затрат несёт инвестор из собственных средств. Объём инвестиций составляет 1,4 млрд. рублей, окупаемость – 10 лет.

Далее в проектах корпорации СПА-бутик-отель на 5 «звёзд», управляемый итальянским гостиничным оператором, а также комплекс домов в Переславле-Залесском для круглогодичного проживания у Плещеева озера. В планах ближайшего будущего значится приобретение участков, на которых будут построены гостиницы по международным стандартам 3 «звезды» в Костроме, Москве, Суздале, Иваново, Сергиевом Посаде, Владимире.

Однако усилий одной компании недостаточно для обновления всего «Золотого кольца», поэтому без помощи государства раскрыть потенциал полностью не удастся. Только строительства гостиниц для ведения успешного бизнеса не достаточно. Необходимо строить дороги, проводить инженерные коммуникации, налаживать индустрию общественного питания и развлечений, а так же решать множество других проблем.

По опыту других стран, где доходы от туризма составляют до 25% валового продукта, можно сделать выводы, что в развитии этой сферы государство должно принимать непосредственное участие. Маршрут «Золотое кольцо» появился потому, что в 60-х годах прошлого века государство активно занималось его развитием. Корпорация надеется на то, что их проект станет первой успешной реализацией государственно-частного партнёрства в области туризма.

У Корпорации имеется опыт привлечения долгосрочного финансирования под инфраструктурные объекты, и её сотрудники чётко понимают, что именно нужно сделать для того, чтобы «Золотое кольцо» возродилось. Поэтому Корпорация готова стать тем самым локомотивом, который сдвинет процесс с места, координируя работу во всех регионах-участниках.

Первым в реализацию планов поверил «Внешэкономбанк», который открыл кредитную линию под возведение первой очереди курортного комплекса «Золотое кольцо» на 14 лет. Успешно проходит сотрудничество с руководством Ярославской области. И если первая очередь курорта, включая дороги и коммуникации, было построена Корпорацией самостоятельно, то вторая стала частью планов по развитию туризма в Ярославской области на 2011-2016 годы. К концу года с правительством РФ будет утверждена общая программа.

Сегодня в законодательстве отсутствуют закреплённые формы государственно-частного партнерства, у каждого региона имеются свои варианты. Поэтому в планах Корпорации организация масштабного партнерства, участниками которого станут 6 субъектов ЦФО, финансовые институты и девелопер.

В Ярославле на конец апреля назначено совещание, в котором примут участие представители аппарата полпреда президента России в ЦФО, региональные власти и Минспорттуризма РФ. Будет рассмотрен вопрос развития туризма в Центральном округе, пройдёт презентация проекта и проект межрегионального сотрудничества по развитию туризма как внутреннего, так и въездного. По итогам совещания в Ярославле в ходе международного туристического форума, который начнётся через месяц, планируется подписать соглашения о межрегиональном взаимодействии с Корпорацией. Для этого главы регионов получат приглашения в состав Наблюдательно совета при Корпорации «Золотое кольцо», чтобы вместе разработать единую концепцию и программу развития туристической инфраструктуры этого туристического маршрута.