Кому он нужен, этот ГЛОНАСС

Многие задаются вопросом: кому и зачем нужен новомодный ГЛОНАСС? Ространсназдору, который будет следить через спутник за движением пассажирского транспорта и грузовиков по дорогам? Вышестоящему Минтрансу, который планирует оснастить этой системой все наземные транспортные средства коммерческих перевозчиков? Безусловно: государство обязано принимать все возможные меры для повышения общественной безопасности, и спутниковый мониторинг транспорта - одна из таких мер. Однако инициатива «сверху» – это лишь полдела: информация, поступающая с датчиков наземного транспорта, будет не только стекаться в государственные диспетчерские центры, но и поступать к собственникам, ведущим мониторинг своих газелей и грузовиков.

Пока что многие владельцы коммерческого транспорта относятся к идее ГЛОНАСС-мониторинга транспорта скептически: дескать, дорого, проблематично и вообще можно обойтись, поскольку уже есть навигатор. Однако Минтранс намерен пойти по пути внедрения системы до конца: уже сейчас действует требование, обязывающее устанавливать приборы ГЛОНАСС на транспорт, перевозящий опасные грузы и грузы специального назначения. Пока ведутся многие дискуссии, готовятся в силу новые нормы Минтранса: по оценкам экспертов, действие этих норм распространится уже более чем на 1 млн коммерческих транспортных средств. А где обязанность – там и контроль за ее соблюдением: к владельцам коммерческого транспорта, не использующим систему глобального спутникового мониторинга, очевидно, будут применяться какие-то санкции.

Впрочем, устанавливать эту систему перевозчиков заставляет не только страх перед Минтрансом. Изначально ГЛОНАСС создавался под нужды всех видов транспорта – воздушного, наземного, морского и трубопроводного. Все отрасли экономики, требующие точных данных о перемещении объекта в реальном времени, нуждаются в подобной системе, поскольку она позволяет вести непрерывный мониторинг рабочих процессов, в том числе контроль топлива, оперативно принимать меры в ситуации форс-мажора и пресекать злоупотребления работников (кража топлива, несанкционированные рейсы и т.д.). Получается, что ГЛОНАСС – не неизбежное зло, насаждаемое Минтрансом, а неплохой инструмент оптимизации рабочих процессов, на котором при разумном подходе к делу можно даже сэкономить. Впрочем, это уже отдельный вопрос…