Каждый из родителей несет ответственность за будущее своего ребенка. Успешность малыша во взрослой жизни, его адаптивные возможности во многом складываются из способности правильного говорить. Поэтому при возникновении необходимости в коррекции речи ребенка родители обращаются к специалистам – логопедам.
Последствия нарушений речи
Очень важно на ранней стадии определить и устранить возможные последствия неисправленной речи малыша, которые могут возникнуть, поскольку:
- речь играет существенную роль в формировании мышления и обогащает его содержанием, то ее нарушения могут привести к задержке умственного развития;
- недостатки речи могут привести к довольно тяжелым психическим переживаниям ребенка, которые проявятся уже к пяти годам;
- они ведут также к затруднениям при обучении в школе (дислексия, дисграфия);
- зачастую неправильная речь вызывает смех одноклассников, что, в свою очередь, приводит к отказу отвечать, слезам и горьким разочарованиям ребенка;
- ну, и в совсем далеком будущем нарушения речи могут привести к личным проблемам и сложностям в выборе профессии.
Следовательно, своевременное выявление патологии в речевой деятельности, коррекция, а также профилактика являются главной задачей не только специалиста-логопеда, но и каждого родителя. Возникнув в раннем детстве, с течением времени и в период взросления нарушение речи закрепляется, впоследствии с огромным трудом преодолевается, но может сохраниться на всю жизнь.
Когда необходимы занятия с логопедом
Занятия с профессиональным логопедом необходимы при обнаружении следующих дефектов речи:
- задержке речевого развития;
- общем недоразвитии речи;
- фонетическом и фонематическом нарушениях;
- дислалии;
- дизартрии;
- заикании и некоторых других патологиях.
Подсказка: как правильно выбрать логопеда
Поскольку проблема нарушений речи не может быть решена силами родителей, обращение к профессиональному логопеду является необходимым этапом заботы о будущем ребенка. Родители сегодня могут выбрать из нескольких вариантов:
- посещать логопеда в специальных центрах;
- отдать ребенка в специализированный детский сад;
- пригласить логопеда для занятий с ребенком на дому.
Последний вариант для многих родителей выглядит более привлекательным, поскольку мест в детских садах очень мало, посещать центры не всегда удобно, ведь зачастую они расположены на приличном удалении и бывает очень неудобно до них добираться. Кроме того, очень важно обратиться к знающему логопеду, потому что от его профессионализма будет зависеть результативность работы по коррекции речи.
На что обратить внимание
Прежде чем пригласить логопеда на дом, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- наличие диплома;
- уровень квалификации;
- повышает ли логопед свою квалификацию;
- прежние места работы;
- стаж работы по специальности;
- рекомендации
Родителям необходимо часто самостоятельно искать логопеда на дом. Иногда в поликлинике или детском садике воспитатели могут порекомендовать специалиста. Можно обратиться к тому логопеду, который до этого работал с ребенком кого-нибудь из знакомых. Следует отметить важную деталь: в основном, подготовкой специалистов данного профиля занимаются педагогические вузы, но появились и различные курсы, в том числе повышения квалификации и переквалификации, которые на основе имеющегося педагогического образования обучают работе по коррекции речи. В связи с этим отмечается неоднородность в качестве профессиональной подготовки.
Чтобы было легче ориентироваться при выборе специалиста, следует сказать, что исправление дефектов речи занимается исключительно логопед. Дефектолог, например, помогает ребенку развивать интеллектуальные функции, социально и психологически адаптироваться в среде. Специалист-сурдолог работает исключительно с детьми, имеющими нарушения работы слухового аппарата. Тифлопедагог помогает адаптироваться малышам с нарушениями зрения. Психолог также никак не поспособствует исправлению речи вашего малыша.
Логопед проводит на дому занятия с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности, в том числе и уровень общего развития. Логопед на дому работает по следующим направлениям:
- растормаживание речи (у не говорящих детей от 3 лет);
- общее развитие речи;
- развитие фонематического слуха;
- коррекция звукопроизношения;
- обучение чтению.
Логопед и только логопед, ответственный, коммуникабельный, аккуратный, последовательный, необходим ребенку с нарушениями речи.