Туристический продукт для отечественного обывателя – относительно новое понятие. Чем туристический продукт принципиально отличается от туристической услуги? Тем, что он принимает форму товара. Для товара, коим в широком смысле является туристический продукт, еще в 19 веке было дано Карлом Менгером четкое определение – это предназначенное для обмена экономическое благо.
Предлагаем рассмотреть особенности туристического продукта и нюансы работы туроператора, чтобы этот продукт реализовать, не забываем в поездке о аллерголог иммунолог.
Одной из важнейших черт, отличающих туристическую услугу и туристический продукт, является место их приобретение и потребления. Так, туристическая услуга приобретается и потребляется исключительно в месте своего производства, а туристический продукт приобретаться может в любом месте (в том числе по месту жительства), а вот потребляется лишь там, где была создана туристическая услуга.
Турагенты используют данное кардинальное отличие, продавая вам путевку в путешествие. С покупкой турпутевки вы приобретаете гарантии будущего отдыха, но еще не сами туристические услуги. Создавая туристический продукт, туроператор должен учитывать ряд обстоятельств, чтобы его товар потребляли. Приведем пример. Вена славится своим пивом «Гесер» и венским шницелем, но вряд ли вы отправились сюда исключительно ради ужина в баре – услуги окажутся хоть и приятны, но чрезвычайно дороги. Транспортные издержки многократно перекроют стоимость услуг, побудивших туриста посетить Австрию. Иначе будет рассматриваться ситуация, когда вы собираетесь на Зальцбургский фестиваль, проходящий в Австрии, и заодно воспользуетесь возможностью насладиться местным пивом.
Теперь рассмотрим, что делает туроператор, формируя туристический продукт в Австрию. Если он решит включить стоимость билета на Моцартовский фестиваль, организующийся в Зальцбурге, в путевку, то тем самым резко сузит рынок потребителей туристического продукта до любителей музыки Моцарта. Пойдем дальше. Если туроператор в этот же тур задумает добавить, как обязательный компонент, посещение пивного бара, то конечный потребитель выглядит как любитель музыки Моцарта и любитель пива в одном лице.
Из приведенного примера ясно: перед туроператором ставится задача включить в создаваемый тур лишь необходимые услуги, которых окажется достаточно для принятия потребителем решения понести транспортные издержки.
Теперь остановимся на таком важном свойстве туристического продукта в роли товара, как потребительская стоимость. Потребительская стоимость – это одна из характеристик туристического продукта, как товара, выраженная в его полезности для людей, способности удовлетворять конкретные рекреационные потребности покупателей тура. Полезность туристического продукта исчисляется ценностью его для субъектов. Следовательно, целью туроператора становится создание туристического продукта, способного заинтересовать максимальное количество людей, или массового потребителя.