В 1913 был введен в эксплуатацию первый в России железнодорожный мост через Волгу. Его возведение решало стратегическую задачу, соединив центральную часть России с северным направлением железной дороги. До строительства моста тысячи тон грузов переправляли через Волгу на баржах летом, а зимой на санях; этот устарелый метод требовал больших затрат и сильно снижал пропускную способность данного направления. Строительство переправы стало драйвером развития железнодорожной логистики, которая внесла большой вклад в развитие экономики страны. Уже в первый год было переправлено более пятисот тонн грузов и осуществлена перевозка более 10 тысяч пассажиров.
Проектировщиком мостовых ферм был выбран ведущий инженер того времени Проскуряков Л. По его проекту мост состоял из 7 пролетов общей протяженностью 870 метров. Крупнейшие сталелитейные заводы России поставляли качественную сталь для строительства пролетов моста. Металлопрокат в Ярославле сортировали и отправляли на сборку металлоконструкций. Несущие элементы ферм соединялись посредством заклепочного соединения, обладающего высокой надежностью при вибрационных и ударных нагрузках.
По проекту на мосту была смонтирована одна линия железной дороги, а так же по обеим сторонам реализованы пешеходные зоны. В целях безопасности, вдоль пешеходных зон были установлены ограждения, основой этих металлоконструкций выступали: уголок металлический, труба стальная, швеллер.
Открытие моста через Волгу это было весьма значимое событие того времени! Это подтверждает и тот факт, что сам царь Николай II посетил железнодорожную переправу, во время праздничной поездки, посвященной трехсот литию правления династии Романовых. И мосту было присвоено гордое название «Николаевский» в честь императора.
Мост в первозданном виде служил верой и правдой до конца шестидесятых годов. На тот момент односторонняя железнодорожная линия не справлялась с возросшей пропускной нагрузкой, и было принято решение о строительстве нового моста. Этот процесс был запущен с демонтажа старой конструкции, и несущих опор. Новый проект предусматривал расширение до двух железнодорожных путей, а на смену полукруглым фермам моста пришли трапециевидные. Эта конструкция служит, надежной переправой и по сей день!